Описание модели

«Внедрение разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования»

 

Теоретическими основами построения развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования являются представления о среде как основной детерминанте психического развития ребёнка, сформулированные в работах Л.С.Выготского, Л.И. Божович, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, М.И.Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др. Согласно их взглядам, среда предоставляет ребёнку условия для творческого развития и возможность «вычерпывать» из неё информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Проектирование предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования следует рассматривать с позиции «детоцентризма» (И.А.Виноградова, Е.В.Иванова), в контексте гибкого подхода, который первостепенное значение придаёт раскрытию индивидуального творческого потенциала и эффективной социализации ребёнка. Среда должна содержать проблемную информацию, которая сразу не обнаруживает себя полностью, а требует от ребенка поисковой, творческой активности. Проектирование предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования в контексте гибкого подхода основывается на теоретико-методологической идее «психологического комфорта», предполагающего право ребенка на уединение, смену деятельности.

Реализация гибкого подхода к проектированию предметно- пространственной среды требует учета культурных традиций инациональных особенностей системы дошкольного образования Республики Беларусь. Традиции проектирования предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования Республики Беларусь тяготеют к дидактической модели, основанной на теории социального обучения. Предметно-пространственная среда, относящаяся к дидактической модели, организована таким образом, что большой удельный вес пространства группового помещения отводится к фронтальным формам работы с детьми. Следует также отметить, что в условиях тенденции реформирования дошкольного образования в сторону реализации гибкого подхода к проектированию предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования целесообразно дополнить её многофункциональными атрибутами, межгрупповыми помещениями, а также некоторыми элементами других моделей (открытой, проектной), способствующих развитию самостоятельной игровой и проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Описание модели проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования

Модель проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования относится к концептуально-инструментальной модели, которая описывает целостный процесс конструирования развивающей предметно-пространственной среды и содержит следующие блоки: нормативный, содержательно- процессуальный, функциональный, результативно-оценочный.

Нормативный блок представлен принципами проектирования развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования: Принцип безопасности и экологичности (наличие экологически чистых материалов, соответствие их санитарно-гигиеническим требованиям). Принцип программного соответствия (отражение задач учебной программы в организации среды учреждения дошкольного образования). Принцип интерактивности (наличие общих для всех возрастных групп помещений различной функциональной направленности). Принцип эргономичности (обеспечение свободного перемещения детей и оптимального двигательного режима. Принцип учёта возрастных особенностей детей. Принцип доступности (создание специальных зон (игровых центров). Принцип гибкости и вариативности (наличие полифункционального материала и возможность трансформации пространства детьми в соответствии с их интересами). Принцип условности (В среде не должно быть большого числа игрушек, которые выступают уменьшенной копией предметов реальности). Принцип разнообразия (наличие игровых атрибутов разного цвета, формы, фактуры, тяжести и плотности). Принцип народности (наличие в среде предметов, приобщающих детей к белорусской национальной культуре). Принцип психологического комфорта (оборудование места для уединения ребёнка). Принцип учёта материальных и архитектурно-пространственных условий помещения и территории учреждения дошкольного образования. Принцип знаковой опосредованности (наличие рисуночно-знаковых указателей и буквенных обозначений атрибутов среды).

Содержательно-процессуальный блок представлен требованиями к структурным центрам группового помещения: учебно-дидактический, познавательно-исследовательский, центр драматизации, ателье-центр, библиотечно-релаксационный центр; методическими рекомендациями по проектированию развивающей предметно-пространственной среды руководителям учреждений дошкольного образования, педагогическим работникам; к отбору мебели, инвентаря, средств воспитания, обучения, развития детей для педагогических работников учреждений дошкольного образования.

Функциональный блок описывает функции, значимые для развития личности воспитанника: Организационная функция. 

Среда организует регламентированную и нерегламентированную игровую и учебную деятельность детей.

Обучающая функция. 

Наличие в среде материалов и предметов, с которыми ребёнок может действовать как вместе со взрослым, так и самостоятельно.

Информационная функция.

Каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социально-культурного опыта.

Функция сохранения психологического здоровья детей. 

Содержание, размещение, материалов и оборудования должны вызывать положительные эмоции, обеспечивать комфортность, предупреждать детское утомление.

Воспитывающая функция. 

Среда как центр нравственого воспитания.

Коммуникативная функция. 

Среда способствует организации межличностного общения.

Диагностическая функция. Среда содержит атрибуты, отражающие динамику индивидуального развития каждого воспитанника и его достижений.

Результативно-оценочный блок описывает критерии результативности модели проектирования развивающей предметно- пространственной среды в учреждении дошкольного образования.

Критерии и показатели эффективности внедрения модели проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования

Критерии

Показатели

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования

соблюдение общих принципов проектирования развивающей предметно-пространственной среды

динамичность (гибкость) среды

зонирование группового помещения

наличие материального оснащения всех видов деятельности детей

физическое благополучие ребенка

эстетика оформления помещений

Психологическое благополучие ребенка

желание посещать учреждение дошкольного образования

отсутствие частых конфликтов между детьми

включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность и их способность выбирать занятия по интересам в центрах активности в силу доступности и удобства размещения материалов

спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя дошкольного образования не доминирует над голосами детей, но в то же время хорошо различим

Высокая продуктивность детской деятельности

Множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня

Уровень компетентности воспитателей дошкольного образования в вопросах проектирования развивающей предметно-пространственной среды

знание требований к созданию развивающей предметно-пространственной среды

умение проектировать предметно-пространственную среду

обладание практическими умениями и навыками по изготовлению игровых, дидактических материалов и пособий

обладание эстетическими способностями

Чтобы модель успешно работала  мы провели анализ содержания имеющейся развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах в соответствии с Перечнем средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования No 50 от 24.09.2007, методическими рекомендациями по проектированию развивающей предметно- пространственной среды руководителям учреждений дошкольного образования, педагогическим работникам; составили  план-схему построения развивающей предметно-пространственной среды группового помещения; оборудовали  следующие структурные центры группового помещения: учебно-дидактический, ателье-центр, библиотечно-релаксационный, познавательно-исследовательский центр, центр драматизации; наполнили структурные центры группового помещения в соответствии с разработанными рекомендациями.   

 

Работа с педагогами. Для организации успешной работы по созданию модели построения предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования была организована целенаправленная работа по повышению профессиональной грамотности  педагогов через  работу постоянно действующего семинара - практикума  «Модель построения прдметно-пространственной срды в учреждениях дошкольного образования», проведение ряда консультаций и тренингов "Развивающая среда в дошкольном учреждении"; "Создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды в группах учреждения дошкольного образования",  "Построение развивающей среды в дошкольном учреждении как одно из условий реализации личностно-ориентированного подхода в образовании",   "Значение и роль предметно-пространственной среды в формировании творческой активности детей дошкольного возраста".

 

Работа с родителями. Для эффективной реализации модели организовали  работу по сотрудничеству с родителями через использование разных форм  работы:  родительское собрание «Организация пространства жизнедеятельности детей дошкольного возраста», консультации: "Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях", "Безопасность предметно-пространственной среды дома", "Создание домашней игровой среды","Значение предметно-пространственной среды в развитии ребёнка", разработка  памяток, рекомендаций: "Как правильно выбрать игрушку для ребёнка дошкольного возраста?", "Создаём детскую библиотеку в домашних условиях", "Организация детского эксперементирования в домашних условиях", "Игровая среда: как её создают?", "Предметная среда дома для детей дошкольного возраста" и др.  по проблеме организации развивающей предметно-пространственной среды в условиях семьи и учреждения дошкольного образования.