Вторая младшая группа
Учебно-дидактический центр, в котором организуется фронтальные и групповые занятия с детьми, должен соответствовать следующим требованиям:
1. Минимализация отвлекающих факторов. В спектр обзора ребенка во время занятия не должны попадать отвлекающие его внимание игрушки, книги, иллюстрации, атрибуты игры. Если место для занятий совпадает с игровым помещением, к тому же небольшим по своей площади, и не позволяет обеспечить ребенку новый угол обзора, то необходимо закрывать крышками и ширмами полки с игрушками или вывешивать на них табличку с запрещающим знаком.
2. Создание индивидуального психологического комфорта. Ребенок, как и взрослый в учебной деятельности и коллективной работе предпочитает постоянство места, которое обеспечивает ему чувство безопасности и осознание того, что всё находится у него под контролем. Поэтому за каждым ребенком должно быть закреплено индивидуальное место за столом. Если занятие проводится в кругу, не за столами, постоянство места обеспечивается закрепленным за ребенком объектом или атрибутом – стулом / пуфом / подушкой / личным ковриков с его личными опознавательными знаками – наклейкой, надписью с его именем, специфическим цветом этого объекта, которые позволяют ребенку осознать свою принадлежность к группе, воспользоваться своим правом участия в совместной деятельности в и чувствовать себя уверенно в коллективной работе.
3. Естественное или искусственное мягкое (приближенное по своей тональности к естественному) освещение. Слишком яркое с желтоватым оттенком освещение в совокупностью с ярким декором и цветовыми контрастами помещения для занятия вызывает быстрое утомление ребенка.
4. Наличие атрибута мебели, который служит притягивающим внимание объектом на протяжении всего занятия. Даже если не возникает необходимости большого использования наглядного материала, педагог должен использовать в своей работе один и тот же объект для демонстрации нового материал, к которому уже привыкли дети. Чаще всего таким объектом выступает школьная доска, интерактивный экран, который служит зрительной опорой для восприятия учебного материала. Если тематика занятия такова, что в нем нет необходимости, крайне нежелательно его отставлять в сторону или оставлять незаполненным (пустым), потому что у детей уже сформирована привычка регуляции своего эмоционального состоянии и мобилизации своего внимания при помощи данного атрибута.
Познавательно-исследовательский центр – центр, в котором организуется интеллектуально-познавательная, эвристическая деятельность детей в свободное время, содержит следующее материалы: конструкторы, кубики и строительные материалы разных видов, настольно-печатные игры, наборы для проведения опытов и экспериментов (микроскоп, лупа, глобус, весы, гидроустройства для изучения свойств воды и физических законов и т.п.), буквенные и числовые фризы, фотоальбомы и книги с изображением моделей для конструирования, знаменитых построек и сооружений, планами строительства, чертежами, наборы для развития сенсорики.
Центр драматизации – центр, в котором организуется сюжетно-ролевые, режиссерские и драматизированные игры. В этом центре содержится множество игрушек и игровых атрибутов для самостоятельной игровой деятельности, костюмы, модульные легко трансформируемые блоки мебели, по возможности, мини-сцена, маркеры и рисовальная доска для записи плана действий.
Игрушки и игровые материалы располагаются на высоте, доступной для ребенка данной возрастной группы. При этом более тяжелые должны размещаться на нижних полках. В случае наличия всеми любимой игры или игрушки, за обладание которой часто возникают споры, следует приобрести несколько игрушек такого типа. Однако слишком много любимых игрушек одного типа приобретать также не рекомендуется: дети должны учиться делиться друг с другом.
Полка (или место на полке), на которой располагается каждая группа игрушек, должна иметь соответствующую надпись и картинку. При наведении порядка дети самостоятельно ориентируются в пространстве и возвращают игровые атрибуты на свои места с опорой на знаковые указатели. Буквенное обозначение места расположения каждой группы игрушек позволяет им быстрее овладеть навыками чтения.
Ателье-центр – центр для организации изобразительной деятельности ребенка и бумажного моделирования, в том числе изготовлении им игрушек, декораций, костюмов. Помимо материалов для творчества в этом центре содержатся книги соответствующей тематики.
Библиотечно-релаксационный центр нацелен на удовлетворение потребности ребенка в отдыхе и временном уединении. Этот центр располагается в удалении от центра драматизации, содержит мягкую мебель, мини-библиотеку, предметы и игровые материалы для спокойной индивидуальной игры.
Подобная организация пространства позволяет детям выбирать для себя занятия по интересам, чередовать их в течение дня, а воспитателю дошкольного образования дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров должно меняться в соответствии с планированием образовательного процесса.