Требования к проектированию центров

Вторая младшая группа

Учебно-дидактический центр, в котором организуется фронтальные и групповые занятия с детьми, должен соответствовать следующим требованиям:

 1. Минимализация отвлекающих факторов. В спектр обзора ребенка во время занятия не должны попадать отвлекающие его внимание игрушки, книги, иллюстрации, атрибуты игры. Если место для занятий совпадает с игровым помещением, к тому же небольшим по своей площади, и не позволяет обеспечить ребенку новый угол обзора, то необходимо закрывать крышками и ширмами полки с игрушками или вывешивать на них табличку с запрещающим знаком.

 2. Создание индивидуального психологического комфорта. Ребенок, как и взрослый в учебной деятельности и коллективной работе предпочитает постоянство места, которое обеспечивает ему чувство безопасности и осознание того, что всё находится у него под контролем. Поэтому за каждым ребенком должно быть закреплено индивидуальное место за столом. Если занятие проводится в кругу, не за столами, постоянство места обеспечивается закрепленным за ребенком объектом или атрибутом – стулом / пуфом / подушкой / личным ковриков с его личными опознавательными знаками – наклейкой, надписью с его именем, специфическим цветом этого объекта, которые позволяют ребенку осознать свою принадлежность к группе, воспользоваться своим правом участия в совместной деятельности в и чувствовать себя уверенно в коллективной работе.

 3. Естественное или искусственное мягкое (приближенное по своей тональности к естественному) освещение. Слишком яркое с желтоватым оттенком освещение в совокупностью с ярким декором и цветовыми контрастами помещения для занятия вызывает быстрое утомление ребенка.

 4. Наличие атрибута мебели, который служит притягивающим внимание объектом на протяжении всего занятия. Даже если не возникает необходимости большого использования наглядного материала, педагог должен использовать в своей работе один и тот же объект для демонстрации нового материал, к которому уже привыкли дети. Чаще всего таким объектом выступает школьная доска, интерактивный экран, который служит зрительной опорой для восприятия учебного материала. Если тематика занятия такова, что в нем нет необходимости, крайне нежелательно его отставлять в сторону или оставлять незаполненным (пустым), потому что у детей уже сформирована привычка регуляции своего эмоционального состоянии и мобилизации своего внимания при помощи данного атрибута.

 Познавательно-исследовательский центр – центр, в котором организуется интеллектуально-познавательная, эвристическая деятельность детей в свободное время, содержит следующее материалы: конструкторы, кубики и строительные материалы разных видов, настольно-печатные игры, наборы для проведения опытов и экспериментов (микроскоп, лупа, глобус, весы, гидроустройства для изучения свойств воды и физических законов и т.п.), буквенные и числовые фризы, фотоальбомы и книги с изображением моделей для конструирования, знаменитых построек и сооружений, планами строительства, чертежами, наборы для развития сенсорики.

   Центр драматизации – центр, в котором организуется сюжетно-ролевые, режиссерские и драматизированные игры. В этом центре содержится множество игрушек и игровых атрибутов для самостоятельной игровой деятельности, костюмы, модульные легко трансформируемые блоки мебели, по возможности, мини-сцена, маркеры и рисовальная доска для записи плана действий.

Игрушки и игровые материалы располагаются на высоте, доступной для ребенка данной возрастной группы. При этом более тяжелые должны размещаться на нижних полках. В случае наличия всеми любимой игры или игрушки, за обладание которой часто возникают споры, следует приобрести несколько игрушек такого типа. Однако слишком много любимых игрушек одного типа приобретать также не рекомендуется: дети должны учиться делиться друг с другом.

   Полка (или место на полке), на которой располагается каждая группа игрушек, должна иметь соответствующую надпись и картинку. При наведении порядка дети самостоятельно ориентируются в пространстве и возвращают игровые атрибуты на свои места с опорой на знаковые указатели. Буквенное обозначение места расположения каждой группы игрушек позволяет им быстрее овладеть навыками чтения.

 Ателье-центр – центр для организации изобразительной деятельности ребенка и бумажного моделирования, в том числе изготовлении им игрушек, декораций, костюмов. Помимо материалов для творчества в этом центре содержатся книги соответствующей тематики.

 Библиотечно-релаксационный центр нацелен на удовлетворение потребности ребенка в отдыхе и временном уединении. Этот центр располагается в удалении от центра драматизации, содержит мягкую мебель, мини-библиотеку, предметы и игровые материалы для спокойной индивидуальной игры.

 Подобная организация пространства позволяет детям выбирать для себя занятия по интересам, чередовать их в течение дня, а воспитателю дошкольного образования дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров должно меняться в соответствии с планированием образовательного процесса.

Средняя группа

Учебно-дидактический центр, в котором организуется фронтальные и групповые занятия с детьми.

· игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика и пр.

· демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения

· пособия для развития мелкой моторики рук, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастеры.

 Познавательно-исследовательский центр – центр, в котором организуется интеллектуально-познавательная, эвристическая деятельность детей в свободное время, содержит следующее материалы: конструкторы, кубики и строительные материалы разных видов, настольно-печатные игры, наборы для проведения опытов и экспериментов (микроскоп, лупа, глобус, весы, гидроустройства для изучения свойств воды и физических законов и т.п.), буквенные и числовые фризы, фотоальбомы и книги с изображением моделей для конструирования, знаменитых построек и сооружений, планами строительства, чертежами, наборы для развития сенсорики.

природный материал : шишки, камешки, вода, каштаны

— элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие

— вспомогательное оборудование: воронки, лейки

наборы «Лего» разнообразные волчки, игрушки-забавы,

  Центр драматизации – центр, в котором организуется сюжетно-ролевые, режиссерские и драматизированные игры. В этом центре содержится множество игрушек и игровых атрибутов для самостоятельной игровой деятельности, костюмы, модульные легко трансформируемые блоки мебели, по возможности, мини-сцена, маркеры и рисовальная доска для записи плана действий.

  Игрушки и игровые материалы располагаются на высоте, доступной для ребенка данной возрастной группы. При этом более тяжелые должны размещаться на нижних полках. В случае наличия всеми любимой игры или игрушки, за обладание которой часто возникают споры, следует приобрести несколько игрушек такого типа. Однако слишком много любимых игрушек одного типа приобретать также не рекомендуется: дети должны учиться делиться друг с другом.

   Полка (или место на полке), на которой располагается каждая группа игрушек, должна иметь соответствующую надпись и картинку. При наведении порядка дети самостоятельно ориентируются в пространстве и возвращают игровые атрибуты на свои места с опорой на знаковые указатели. Буквенное обозначение места расположения каждой группы игрушек позволяет им быстрее овладеть навыками чтения.

 Ателье-центр – центр для организации изобразительной деятельности ребенка и бумажного моделирования, в том числе изготовлении им игрушек, декораций, костюмов. Помимо материалов для творчества в этом центре содержатся книги соответствующей тематики.

   Библиотечно-релаксационный центр нацелен на удовлетворение потребности ребенка в отдыхе и временном уединении. Этот центр располагается в удалении от центра драматизации, содержит мягкую мебель, мини-библиотеку, предметы и игровые материалы для спокойной индивидуальной игры.

   Подобная организация пространства позволяет детям выбирать для себя занятия по интересам, чередовать их в течение дня, а воспитателю дошкольного образования дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров должно меняться в соответствии с планированием образовательного процесса.

Старшая группа

Учебно-дидактический центр, в котором организуется фронтальные и групповые занятия с детьми:

· обучающие тетради, линейки, пеналы с руч­ками и карандашами, колокольчик для подачи звонка и др.

· оформить материалы о школе в виде альбомов с фотографиями, рисунками, высказываниями детей, записанными педагогами.

· счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

· комплекты цифр и наборы геометрических фигур для магнитной доски.

· занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенераи др.

· схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.

· учебные пособия «Мои первые уроки».

· наборы объемных геометрических фигур.

· «Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.

· счетные палочки.

· учебные приборы (линейки, треугольники, сантиметры, ростомер для детей и кукол, трафареты, шаблоны, набор лекал).

· мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

·  наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

· настольно-печатные игры, дидактические игры.

· наборы моделей: деление на части (2-8).

· ручки, карандаши, фломастеры, мелки.

· бумага писчая, в клетку.

· мозаики различных видов, домино, математическое лото.

· головоломки, шарады.

· игры на развитие сообразительности и логического мышления.

· карточки с заданиями «продолжи рассказ», «составь рассказ по картинке».

· игры, предметные и сюжетные картинки, картотеки чистоговорок, скороговорок, загадок, стихов.

· картинки по лексическим темам, алгоритм состав­ления описательного и повествовательного рассказа, памятки образования форм слов и др.

·  карточки с буквами, алфавит, простые ребусы, кубики с азбукой, буквы для магнит­ной доски, модели звуков, слов, предло­жений.

 Познавательно-исследовательский центр – центр, в котором организуется интеллектуально-познавательная, эвристическая деятельность детей в свободное время:

· картинки, пиктограммы, условные обозначения деятельности на день, на неделю, сравни­вать планируемые события с прошедшими.

· конструкторы и строитель­ные наборы, выполненные из пластика, дерева, металла, напольные и настольные, с разнообразными способами

крепления деталей, разной тематической направленности («Lego», «Duplo»).

· схемы-образцы построек, фотоальбомы с изображениями архитектурных сооружений и детских построек, тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

· материалы,  иллюстрирующие  понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»: картинки, иллюстрации, старинные вещи.

· макеты «пустыня», «древнее поселение», «пещера».

· герб города, герб Республики Беларусь, флаг, карта страны и план города (района), глобус.

· мерные чашки, мерные ложки, лопатки, воронки, решето, формочки, весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.

· коллекции растений.

· глобус.

 Центр драматизации – центр, в котором организуется сюжетно-ролевые, режиссерские и драматизированные игры. В этом центре содержится множество игрушек и игровых атрибутов для самостоятельной игровой деятельности, костюмы, модульные легко трансформируемые блоки мебели, по возможности, мини-сцена, маркеры и рисовальная доска для записи плана действий.

· куклы для разных видов театров.

· ширма, декорации.

· одежда для ряжения.

· журналы, календари, записные книжки.

· коробки с сюжетно-ролевыми играми.

· различные музыкальные инструменты.

· магнитофон, наушники, микрофон.

  Полка (или место на полке), на которой располагается каждая группа игрушек, должна иметь соответствующую надпись и картинку. При наведении порядка дети самостоятельно ориентируются в пространстве и возвращают игровые атрибуты на свои места с опорой на знаковые указатели. Буквенное обозначение места расположения каждой группы игрушек позволяет им быстрее овладеть навыками чтения.

  Ателье-центр – центр для организации изобразительной деятельности ребенка:

· карандаши, мелки, фломастеры, краски, палитры, кисти, ластики, емкости для воды.

· емкость с «бросовым» материалом: пластиковой и картонной упаковкой, обрезками бумаги, картона, коробочки, открытки, фольга, скотч и другие вспомогательные материалы и инструменты.

· пластилин, стеки.

· цветная и белая бумага, картон.

· природный материал.

· мольберты.

· пряжа, швейные нитки, лоскуты различных тканей, кожи, меха,  поролон и т.д..

· репродукции картин, иллюстрации с изображением скульптур, памятников архитектуры, предметов фольклорного творчества.

· большая клеенка для рисования на полу.

·  фартучки или халаты.

·  трафареты, шаблоны, набор печатей.

· схемы создания образов с помощью различных техник (изонить, рисование тычком, рисование акварелью по восковым мелкам и т. д).

   Библиотечно-релаксационный центр нацелен на удовлетворение потребности ребенка в отдыхе и временном уединении. Этот центр располагается в удалении от центра драматизации, содержит мягкую мебель, мини-библиотеку, предметы и игровые материалы для спокойной индивидуальной игры.

· художественная литерату­ра, справочная, познавательная литерату­ра, детские общие и тематические энциклопедии.

·  книги белорусских авто­ров (народные и авторские сказки, книги на белорусском языке, переводная детская литература).

· портреты авторов, серии иллюстраций к произведениям.

 Оснащение центров должно меняться в соответствии с планированием образовательного процесса.