Консультация "Влияние развивающей предметно-игровой среды на психологический комфорт детей"

 В настоящее время много, говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о создании в детском саду атмосферы эмоционального благополучия и психологического комфорта. 

При этом важная роль отводится развивающей предметно – пространственной, предметно-игровой среде.  Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Развивающая среда, ориентированная на индивидуальные траектории развития дошкольников играет колоссальную роль. Она призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет, и реализовать ее во взаимодействии с социумом. Благодаря особой среде, созданной в дошкольной организации, у ребенка формируются представления об обобщенных, универсальных правилах и нормах поведения, требованиях социального окружения и способах построения отношений с обществом через отношения с взрослыми и группой сверстников.

Именно поэтому в нашем учреждении образования  огромное значение имеет: создание психологически комфортной предметно – развивающей среды, обеспечивающей возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого.

Общая атмосфера и эмоциональное благополучие определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Прежде всего, педагоги определили для себя, что же такое "индивидуальный комфорт" и что понимается под эмоциональным благополучием? Очевидно, что индивидуальная комфортность подразумевает обеспечение комфортных условий для каждого ребенка, в том числе и психологических .

Комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма.

  Показателями эмоционального благополучия являются нормальный уровень тревожности, оптимальный уровень активности ребенка, возможность и готовность адекватно действовать в различных ситуациях.

Вместе с эмоциональным благополучием и психологическим комфортом на передний план выходит задача обеспечения возможности самовыражения  воспитанников. Самовыражение служит средством согласования внутреннего мира ребёнка с внешними проявлениями его мыслей и чувств, с его словами и поведением.

В связи с вышесказанным, педагогами  дошкольного образования ведется работа по моделированию комфортной предметно-развивающей среды, как в группах, так и учреждении образования  в целом. Педагоги  реализуют план по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды. Данная модель раскрывает компоненты психологически комфортной предметно – развивающей среды, влияющие на эмоциональное благополучие воспитанников.

Компоненты психологически комфортной предметно – игровой среды, влияющие на эмоциональное благополучие воспитанников.

К ним, относятся:

  1. профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ГУО – эмоционально-поддерживающий компонентсреды;
  2. внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – эмоционально-настраивающий компонент среды;
  3. режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – эмоционально-стабилизирующий компонентсреды;
  4. разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты –  эмоционально-активизирующий компонент среды;
  5. и наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ГУО, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонентсреды.

Охарактеризуем более подробно каждое из названных условий.

Эмоционально-настраивающий компонент среды

При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды нами учитывались следующие обстоятельства.

Цветовое решение . Оно в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным.

Каждая группа в нашем учреждении образования  оформлена в индивидуальном цветовом решении, которое независимо от цвета является спокойным, не раздражающим, гармонирующим с мебелью и оформлением окон, жалюзи.

В группе создана домашняя обстановка, визуальный психологический комфорт: в оформлении применены природные компоненты, в интерьер включены элементы оформления, создающие приятные, позитивные ассоциации у воспитанников (детские работы (рисунки, аппликации, композиции из пластилина); альбом семейных фотографий; атрибуты (обогащающие развивающую среду), которые воспитанники принесли из дома).

Так, педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей. Особое значение педперсонал ГУО уделяет эмоциональному благополучию детей младшего возраста, когда детям в период адаптации особо необходимо эмоциональная поддержка и обеспечение эмоционально – комфортных условий. Для этого в группах имеется оборудование, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка качалки, каталки, мягкие модульные игрушки – попрыгунчики; Использование этого игрового оборудования помогает детям успокоиться, расслабиться, т.к. им очень нравится процесс качания и катания.

Комфортность среды дополняют игровые двигательные модули, игровая «жилая комната» содержащая мягкую бескаркасную мебель особенно комфортную и безопасную для детей младшего возраста и т.д;

возможна релаксация в центре «Песок-вода»,  в уголках уединения, трансформируемых уголках комфортного пребывания:

Книжный уголок, «Поговори со мной, мамочка», Ширмы – передвижки, оборудованные пособиями.

Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности. 

Эмоционально-стабилизирующий компонент среды.

Не случайно в широко известной пирамиде А. Маслоу,  вторым уровнем удовлетворения базовых потребностей человека названы потребности в безопасности и защите, понимаемые как организацию стабильности, предсказуемости событий, свободу от таких угроз, как болезнь, страх и хаос. Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. Не случайно, всем известны трудности адаптационных периодов у детей при переходе сначала в учреждение образования, затем в школу. Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов.

Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.

При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.

Например, после интенсивной физической активности (подвижные игры, соревнования, хореография) воспитатели организуют стабилизирующую деятельность: психогимнастику, релаксационные паузы, минутки тишины, чтение или рисование.

Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ГУО более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.

Эмоционально-поддерживающий компонент среды

Д ля создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста педагоги д/с стремятся соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д.

Каковы же общие педагогические цели?

На первом этапе – адаптации ребенка к учреждению образования:

установление эмоционального контакта с ребенком; вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;

создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;

обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;

формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ГУО и т.д.

В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:

создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ГУО;

формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;

побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;

развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;

закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;

приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;

развитие у детей умений и навыков выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояние;

содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, т.д.

 

Эмоционально-активизирующий компонент среды.

Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка).

Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности.

Поэтому воспитатель целенаправленно включает игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:

игры с детьми на накопление эмоций;

игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;

игры на преодоление негативных эмоций;

игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;

игры на развитие эмпатии у детей и другие.

Дети любят играть в игры:

«Мир эмоций», «Мое настроение» ,«Портрет лучшего друга»

« Маски» «Настроение» «На что похоже настроение?», «Зеркало» « Волшебный клубочек» «Вежливые слова» ,«Дружба начинается с улыбки», «Комплименты»

Итак, очевидно, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно. Однако, как уже упоминалось выше, необходимо научить ребенка не только переживать, но и осознавать модальность, интенсивность этих переживаний, что подводит нас к следующему условию эмоционально-развивающей среды. Для этого используются материалы, которые наработали педагоги по эмоциональному развитию и применяем для оптимизации эмоционально – чувственной сферы ребенка. Это дидактическая игра «Мир эмоций», содержащий подборку практического материала на развитие социально – эмоциональной сферы: игры, проблемные ситуации, наглядный и демонстративный материал по каждому виду эмоций, многофункциональное пособие «Путешествие в мир эмоций»

 

Эмоционально-тренирующий компонент среды

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или  психоэмоциональными нагрузками. Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и  полноценно переживать.

 Для этого каждый педагог решает следующие методические задачи:

фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;

подражательно воспроизводить чужие эмоции;

фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлений этих эмоций;

анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций;

повторное воспроизведение эмоций в заданных упражнениях;

контроль ощущений.

Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства стало одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ГУО «Ясли-сад №109 г.Гродно».

К роме того, создавая развивающую предметно – игровую среду в группе, обеспечивающую комфорт и эмоциональное благополучие ,педагоги осознают  разносторонность этой работы и в качестве определяющих условий своей деятельности в этом направлении ориентируются на организацию в пространстве учреждения образования  -эмоционально-настраивающего,- эмоционально-стабилизирующего, эмоционально-активизирующего и эмоционально-тренирующего  компонентов среды

 

Литература.

  1. Бондарь, Н.П. Изучение переживания среды ребенком как основа личностно ориентированного подхода / Н.П. Бондарь // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования : сборник научных трудов [редколлегия Л. Н. Воронецкая, Т.В. Поздеева, Д. Н. Дубинина ; под общ. Ред. Л.Н. Воронецкой, Т.В. Поздеевой. – Минск: БГПУ, 2012. - С.50-53.
  2. Виноградова, Н.А. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: УЦ "Перспектива", 2011. – 208с.
  3. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая?
  4. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 107– 112Гринявичене, Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Творчество и педагогика: материалы Всесоюзной научнопрактической конференции. – М., 2006. – 311с.
  5. Дошкольное образование. Словарь терминов/ Сост. Н. А. Виноградова [и др.] – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
  6. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2014—2016. — 184 с.
  7.   Комарова, О. А. Взаимодействие педагога и детей старшего дошкольного возраста в предметно-игровой среде дошкольного образовательного учреждения: / О. А. Комарова. – М., 2012. – 23 с.
  8.   Короткова, Н. А. К проблеме организации предметной развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 4. – С. 6–9.
  9. Интернет материалыhttps://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/297834-modelirovanie-psihologicheski-komfortnoj-razv