Консультации для родителей

"Значение предметно-пространственной среды

в развитии ребенка"

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Родители должны проводить работу по созданию развивающей предметно-пространственной среды в семье: подбирать материалы и оборудование, покупать специальную литературу.

Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Но тем не менее, желательно, постараться по максимуму создать такую обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии. Предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности дошкольника (речевую, игровую, умственную и т.д.). Ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. У него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей. Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда. В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету. Рекомендуем вам создать для детей ситуацию активного поиска, чтобы что-то использовать, нужно встать, пройти, пробежать. Родителю обязательно нужно учитывать возрастные особенности и потребности детей. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфическим материалом для девочек и мальчиков.

Действия ребенка с отдельными предметами, обучающими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать роль и соотношение предметов и вещей, а также сделать первые шаги в понимании социальных отношений.  От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие.

Взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка. В детской комнате не нужны богато украшенные  интерьеры, которые  требуют интенсивного ухода и уборки помещения или пристального наблюдения, как бы чего не помял, не нарисовал, не сдвинул, не сломал. Хотя, конечно, мы учим ребенка бережно относиться к предметам интерьера.

Среда развития ребенка, обеспечивает разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной  деятельности, условием для опосредованной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности.

«Предметная среда дома для детей дошкольного возраста»

Как же создавать в семье развивающую среду, т.е. такую обстановку, в которой бы ребенок активнее и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и  лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых? Естественно, что ребенок должен осваивать все пространство квартиры. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей. «Детское зеркальце, скажи…». Очень важно организовать «детское» зеркало, лучше трельяж. Важно потому, что как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. И мы советуем предоставить им такую возможность. Кроме того, на полочке мы рекомендуем  расположить  расчески и набор детской косметики. В идеале зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривает себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. При наличии таких условий у ребенка , несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида, а также качества трудолюбия, самостоятельности.

«Картинная  мини- галерея»

Важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника. Рекомендуем следующий материал:

  • произведения одного или нескольких авторов;
  • портретная живопись ;
  • орнаментальная живопись и т. д.

Причем подавать материалы следует ненавязчиво, к месту, к примеру.

«Мешочек добрых дел»

Мы рекомендуем использовать идею замечательного, выдающегося педагога современности Ш.А. Амонашвили и организовать «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом – ваша коробочка с наличием мелких предметов: камешков, ракушек… За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги любовно подводятся в конце недели. Главное в данном случае – умело руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребенка напоказ.

«Детская лаборатория – это серьезно»

Ребенок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. Полезнее создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящике или на полочке такие предметы, как магниты, уже не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы. Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способ действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.

«Столярничаем или вышиваем»

В зависимости от пола ребенка в квартире продумывается уголочек будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук.

«Шкаф находок»

В этот шкаф ребенок приносит все необычное, что находится в окружающем мире и природе. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно для поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру: «Чем тебе нравится этот камешек? На что похож? Давай вместе придумаем волшебную историю этого камешка».

«Уголок ребусов, шарад, головоломок»

Хотим мы умного ребенка? – на этот вопрос все ответят положительно. Если речь идет об уме ребенка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции – значит, вы уважаемые родители, согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок. Любая наглядность в этом плане должна заставлять думать, но по принципу «Учите , играя». Это могут быть сюжетные лабиринты типа «Как собачке добраться до будки?»; это могут быть ребусы типа «Отгадай название цветка»; это могут быть загадочные контуры, завуалированные цифры, буквы.

«Книжки в вашем доме»

Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами в полной мере выполняли основную задачу развития  интереса к книге, вначале к рассматриванию иллюстраций, слушанию содержания, а затем к чтению. В связи с этим  мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Каждый ребенок выбирает полюбившуюся только ему книжку. Удовлетворяйте его желания, но и постоянно расширяйте поле его книжного зрения.

«Нужна ли дома волшебная палочка»

Известно, что дошкольник не различает реальный и воображаемый мир. Но где-то к 5 – 6 годам дети могут и должны понимать, что так не бывает. Создавать дома каждодневный интерес для детей – это одна из наших маленьких задач. И помочь может сделанная нами волшебная палочка. Она может служить средством переключения внимания ребенка, поможет поощрить малыша, уложить спать…

«Моя родословная, или ленточка моей жизни»

Очень хорошо, когда на виду, в детской, имеется семейная фотография. Но еще лучше, когда рядом фотографии из вашей родословной.

«Важность детских плечиков»

Обычно одежда детей хранится в шкафу, а то, что носится сегодня, - на стульях. Хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и вешает туда свою одежду. Но лучший вариант – приобрести детские плечики.

«Альбомы по интересам»

Мы советуем приобрести несколько альбомов, куда можно собирать и наклеивать фантики от конфет, открытки с изображением цветов, картинки с изображением машин, иллюстрации с изображением животных.

 «Уголок потерянных вещей»

Он важен для воспитания собранности. Если кто увидит, что вещь лежит не на своем месте – сразу же несет ее в этот уголок.